«Серые» схемы при импорте покрышек из Китая

доставка из Китая

При импорте автопокрышек «серые» схемы, которые особенно активно применяются на Дальнем Востоке, и низкая отпускная цена этой продукции от китайских производителей здорово изменили российский рынок автомобильных шин. «Страны Азии (Китай, Корея) в 2012 году увеличили импорт шин в Россию в среднем в 2 раза, — сообщил «РБГ» начальник отдела по взаимодействию с органами государственной власти компании «Кордиант» Антон Акимов. — В то же время политика прочих зарубежных игроков не была такой агрессивной, как в 2011 году, несмотря на рекордное падение спроса на шины на рынках Европы и США и последовавшее за этим перераспределение поставок на прочие рынки. Так, импорт из других стран увеличился на 16,7% к 2011 году.

Таким образом, в 2012 году темп роста потребления шин зарубежных марок превысил рост продаж российских производителей, а объемы зарубежных поставок в натуральном выражении (30,4 млн шт.) практически догнали объемы реализации в России продукции отечественного производства (30,5 млн)».

«Китайская резина на выходе на прилавок получается в 2-3 раза дешевле, чем брендовая от других зарубежных производителей — ввезенная или произведенная на локализованных здесь предприятиях, — пояснила «РБГ» эксперт ТПП РФ, глава таможенного холдинга «Группа Тарго» Татьяна Круглова. — Это привело к тому, что, например, компания Michelin вынуждена отправлять отлитые в России покрышки на экспорт, поскольку у нас они неконкурентоспособны».

Если в разрезе импорта посмотреть ситуацию не только в РФ, а в Таможенном союзе в целом, то, по словам Антона Акимова, ввоз шин для легковых автомобилей на территорию «тройственного союза» вырос за последние 4 года в 2,6 раза (с 120,5 тыс. т. до 308,8 тыс. т.). При этом из Китая — в 4,8 раза во многом за счет недобросовестной конкуренции. Доля Китая в объеме импорта легковых покрышек в ТС составила 16%. В грузовом сегменте показатели еще круче. Ввоз из Китая увеличился в 4,1 раза, а доля Поднебесной перевалила за 57,7%.

Как же можно противостоять «серому» импорту покрышек из Китая, объем которого в разы превышает объемы «белого»? «Мы видим выход в передаче функций таможенного оформления импортных шин постам Центральной акцизной таможни, напрямую подчиняющейся ФТС России, — считает Татьяна Круглова. — Чем короче цепочка контроля, тем он действеннее. Такой эксперимент уже проводился в мае 2012 года, но не продлился больше недели. Однако за это время не было оформлено ни одной «левой» партии».

В противовес этому мнению можно добавить, что шины не являются подакцизным товаром. Да и действенность таможенного контроля не должна зависеть от места оформления. К тому же, по словам руководителя таможенной практики «Пепеляев групп» Галины Баландиной, около четверти китайских шин ввозятся в Россию через Казахстан. А это уже повод решать проблему недобросовестной конкуренции со стороны нашего соседа на уровне Таможенного союза.

 

Российская газета