Морские перевозки из Китая

Перевозка грузов морским транспортом из Китая — один из оптимальных способов доставки. Вопреки всеобщим заблуждениям, она быстрее и дешевле перевозки по железной дороге. Это связано с тем, что хоть поезда и добираются до конечной точки быстрее судов, много времени уходит на ожидание отгрузки: из-за этого грузы при морской доставке приезжают на 2–4 недели быстрее.

Обновление от сентября 2024 года: морская доставка до сих пор дешевле железнодорожной, но по срокам она может быть дольше. Сейчас сложилась необычная ситуация. Через пограничные переходы Наушки и Достык жд доставка идет быстрее чем море. А через Забайкальск дольше.

Морскими видами транспорта можно перевозить любые виды груза, за исключением скоропортящихся продуктов. Часто из Китая по морю доставляют одежду и текстиль, обувь, детские игрушки, изделия из черных материалов, автозапчасти и автомобили, механическое оборудование, стройматериалы, электрические устройства, мебель, осветительную технику, пластмассу и изделия из нее, а также много всего другого.

Особенности морских грузоперевозок

Морские перевозки из Китая в Россию

На практике морские перевозки чаще представляют собой мультимодальные: грузы доставляют не только по морю, но и по железной дороге или автомобилями до конечной точки. 

Перевозят продукцию преимущественно в контейнерах. Могут использовать контейнеры: 

  • Dry Cube (стандартные 20 и 40 футовые), 
  • High Cube (высокие 40 футовые), 
  • Double Door (с дополнительными дверями с торцов), 
  • Open Side (с дополнительными боковыми дверями), 
  • Tank (с цилиндрическим резервуаром). 

Также есть модели контейнеров с жесткой съемной крышей и такие, где ее заменяет гибкий тент, с возможностью загрузки через люк. 

Чаще всего используют 20- и 40-футовые. В 20-футовый контейнер помещается 30 м3, а в 40-футовый — 72 м3. На самом деле объем контейнеров 33 и 76 м3 соответственно, но поскольку груз упакован в коробках, между ними остаются пустоты.

Если объем груза для морской перевозки меньше, можно отправить его в составе сборной партии. Среди преимуществ такой отправки:

  1. Можно перевезти партию любого объема. Если у вас продукция занимает только 5 м3, арендовать весь контейнер не придется. 
  2. Точные сроки доставки груза. Среднее время ожидания товаров, которые отправили из Китая сборным грузом — около двух месяцев.
  3. Есть возможность отправлять продукцию так часто, как нужно (хоть каждые 5–10 дней). Для товаров с высокой маржинальностью часто предпочитают именно такой способ и периодичность отправок.

Среди минусов сборных грузов — более высокая цена за кубический метр и более долгое ожидание по сравнению с отправкой целым контейнером. Также при отправке сборным грузом вероятность повреждения товара выше. Чтобы этого не произошло, потребуется качественная упаковка.

Какие документы потребуются при доставке грузов по морю

При международной морской доставке грузов потребуется целый перечень документов. Основные из них: 

  • Договор морской перевозки. 

В соответствии со статьей 115 Кодекса торгового мореплавания, заключают один из видов договоров:

  • с условием предоставления всего транспортного средства, его части или помещений (чартер);
  • без такого условия.

Сторонами договора выступают грузоперевозчик и фрахтователь (обычно это грузоотправитель или уполномоченный им агент). В документе определяют срок поставки и маршрут, каким будет двигаться судно, особенности груза, прописывают права и обязанности каждой из сторон, стоимость услуг, ответственность грузоперевозчика, а также рассматривают ситуации, когда его обязанности перед грузоотправителем прекращаются. 

Отправитель может потребовать документ, который подтверждает, что перевозчик принял груз. Чаще это коносамент. В ряде случаев используют морскую накладную или штурманскую расписку.

  • Договор фрахтования. Его заключает владелец судна (фрахтовщик) и арендатор — тот, кто хочет арендовать все ТС или его часть для перевозки (фрахтователь). В соглашении между сторонами указывают стоимость перевозки. 

Выделяют несколько подвидов фрахтования:

  • Тайм-чартер. Так называют аренду судна на определенный временной промежуток.
  • Бербоут-чартер. ТС арендуют вместе с экипажем. Грузоперевозка может быть как одна, так и несколько.
  • Фрахтование наливом. Так называют договор перевозки жидкостей — от химикатов до нефти. 
  • Контейнерный. Арендуют ТС, на котором можно разместить один или несколько стандартных контейнеров.

В документе указывают данные сторон, их права, обязанности и реквизиты, информацию о ТС, условия поставки. Во фрахтовом счете фиксируют транспортные издержки, ставки, условия платежа.

  • Инвойс. Это аналог УПД (счет-фактуры и товарной накладной) , который нужен для любой международной транспортировки с коммерческой ценностью. Продавец предоставляет этот финансовый документ покупателю в момент передачи продукции. В инвойсе указывают информацию о товаре (количество единиц, качественные параметры), условия поставки, данные об импортере и экспортере, прописывают общую стоимость груза. 
  • Упаковочный лист. В нем указывается товар, данные по упаковке (вид упаковки,количество мест, вес нетто и брутто каждого грузового места). 

Это лишь основные документы, которые потребуются при транспортировке грузов морским транспортом. 

Особое внимание стоит уделить коносаменту.

Коносамент

морские перевозки из Китая в Россию

При доставке грузов из Китая в РФ потребуется особый документ — коносамент. Он подтверждает, что перевозчик обязуется доставить продукцию в конечный пункт и выдать грузополучателю. Этот документ выдает тот, кто организовывает перевозку после того, как получил груз.

Как правило, коносамент составляют в нескольких экземплярах: для каждого участника перевозки. В документе могут указать получателя. В таком случае только он может забрать груз. Если получатель не указан, то продукцию может забрать тот, кто предоставит предъявительский коносамент (один из экземпляров документа). Еще один вид коносамента — ордерный. Он дает возможность передать права на груз. Тогда на документ ставят передаточную печать, где указывают, кто может стать получателем. Таких отметок-печатей может быть несколько. 

В коносаменте дублируют все данные из договора морской перевозки: условия доставки, оплаты и пункт прибытия. 

Многие думают, что коносамент нужен только при перевозке грузов по морю, а если ее осуществляют несколькими видами транспорта, то документ не нужен. Это не так: коносамент потребуется в том числе и при мультимодальной доставке.

Важно учитывать, что коносамент не выступает ни товарораспорядительным, ни оборотным документом. Получатель при получении груза не должен предъявлять оригинал накладной, но ему потребуется подтвердить свою личность. 

Преимущества и недостатки перевозки грузов морским транспортом

К преимуществам морских грузоперевозок относят:

  1. Стоимость. Доставка товаров из Китая в Россию по морю — оптимальный способ грузоперевозок по соотношению цены и качества. Наиболее выгодно отправлять груз контейнерами. Для тяжелых товаров используют 20-футовые, для объемной и легкой продукции — 40-футовые. Однако даже при доставке сборного груза морским транспортом цена за 1 м3 при отправке по морю, чаще всего, будет дешевле, чем другими видами транспорта.
  2. Безопасность. После того как на складе груз упакуют в контейнер, его пломбируют. Пломбу в дальнейшем снимает уже получатель на своем складе. Исключение — таможенный досмотр, но после него контейнер вновь пломбируют. Таким образом, доступа к содержимому контейнера не будет ни у кого в момент транспортировки. 
  3. Возможность изменения маршрута. В отличие от грузоперевозок по железным дорогам, во время перевозки морским транспортом можно перестроить маршрут: выбрать более быстрый или более безопасный в момент поставки.
  4. Универсальность. Морские перевозки подойдут для любых типов грузов: хрупких, габаритных, негабаритных, тяжеловесных, независимо от их объема. 

Среди основных недостатков морских грузоперевозок:

  1. Не подойдет для отправки скоропортящихся и срочных товаров. Примерное время доставки груза — 1,5–2 месяца.
  2. Необходимость планирования количества товаров. Чем больше партию сформировать к отправке, тем лучше. Это связано с тем, что при отправке грузов в контейнерах невыгодно оставлять свободное место: в таком случае стоимость перевозки возрастает, поскольку отправитель оплачивает весь объем, а не то, сколько места занимает продукция. Если партия товара небольшая, его часто лучше отправить в составе сборного груза.
  3. Зависимость от погодных условий и географических рамок. Зимой некоторые участки покрываются льдом, что усложняет транспортировку. В таком случае груз следует в доступный порт, после чего его отправляют по России автомобилями или поездами.

Есть и другие минусы морских перевозок, например, зависимость от ситуации в море. Последнее неактуально при отправке товаров из Китая в Россию через порты Дальнего востока, но при международной перевозке грузов из КНР в Новороссийск и Санкт-Петербург она играет большую роль. Например, из-за кризиса в Красном море в 2024 году, связанном с нападением хуситов, многие перевозчики были вынуждены менять маршрут судов. Это стало причиной увеличения сроков поставки, стоимости грузоперевозок.

Морские перевозки грузов: основные маршруты 

Чаще всего грузы из Китая отправляют через:

  • Новороссийск;
  • Дальневосточные порты (Владивосток и Восточный);
  • Санкт-Петербург.

Есть и другие маршруты (Северный морской путь, через Иран), но на практике их используют редко. 

Часто международные морские грузоперевозки — часть смешанных транспортировок. В них участвуют несколько видов транспорта: морской и железнодорожный, морской и автомобильный или все три.

Чаще всего морские перевозки грузов из Китая происходят по такой схеме:

  • автотранспортом доставляют груз в контейнере от склада отправителя до порта;
  • между портами Китая и России груз идет на судне;
  • из российского порта груз отправляют по железной дороге;
  • с ж/д станции груз доставляют до склада получателя на авто.

В некоторых случаях, если расстояние от склада получателя до порта небольшое, груз сразу отправляют грузовиками.

Обычно в смешанной перевозке участвуют несколько перевозчиков. Всю перевозку организует экспедитор. Он обеспечивает стыковку всех видов транспорта между собой. Также экспедитор заключает договор с клиентом на сквозную перевозку.

Этапы морской грузоперевозки

Поэтапно процесс международной морской контейнерной перевозки выглядит так:

  1. Покупатель уведомляет экспортера о том, куда нужно доставить продукцию. Отправитель упаковывает ее.
  2. К партии товаров оформляют всю необходимую документацию, включая таможенную декларацию.
  3. Продукцию укладывают в контейнер, который после этого пломбируют.
  4. Товар проходит таможенное оформление, груз опечатывают.
  5. После завершения таможенных процедур и проверки контейнер с товарами загружают на борт с помощью кранов. Отправитель или его представитель могут присутствовать при проведении этих работ.
  6. Документы на груз передают капитану судна, подписывается необходимая документация.
  7. Транспортировка. Судно следует по спланированному и согласованному маршруту в пункт назначения.
  8. По прибытии в порт контейнеры разгружают. Для разгрузки используют аналогичную технику.
  9. Товары повторно проходят таможенный контроль и оформление.
  10. После прохождения всех процедур груз отправляют в город получателя автомобилем или по железной дороге.

Товар забирает получатель или то лицо, которое предъявит документы о том, что оно уполномочено получить продукцию. 

Стоимость морской перевозки грузов из Китая

На стоимость доставки грузов морским транспортом из КНР влияют такие факторы:

  • город отправления;
  • пункт назначения в РФ;
  • вид груза, его характеристики, функции;
  • нужны ли специальные условия транспортировки;
  • вес и объем партии товара (чем они больше, тем будет дешевле);
  • стоимость груза.

Также на стоимость влияет, в каком контейнере будут перевозить грузы: в 20- или 40-футовом.

На основании этих данных специалисты нашей компании рассчитают стоимость. Процедура расчета занимает 1–2 дня. Мы подберем код ТН ВЭД, посчитаем сумму пошлины и НДС. 

Важно учитывать, что при морской международной перевозке грузов из Китая контейнерами основные затраты связаны не с транспортировкой непосредственно, а с таможенными платежами.

Международные морские контейнерные перевозки из КНР

При обращении к нам вы можете освободить себя от рисков при доставке грузов из Китая. Наши специалисты:

  1. Закупят продукцию в КНР.
  2. Подберут маршрут с учетом сроков, в которые товар должен прибыть в пункт назначения.
  3. Оформят таможню для вывоза продукции в Россию. Мы подготовим сертификаты, декларации соответствия. В случае, если товар не обязательно сертифицировать, оформим отказное письмо.
  4. Передадим товар со всеми документами в условленном городе.

Чтобы перевезти продукцию из КНР морским или любыми другими видами транспорта, оставьте заявку на сайте или позвоните нам

Отправить запрос на расчет

Узнать о рисках карго доставки из Китая

Перейти на страницу «Белая» доставка из Китая: основы

Статьи из рубрики Сколько стоит доставка из Китая?

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу

Самые популярные статьи

Вопросы и ответы

Чем отличается доставка целым контейнером от сборного?

По целому и так понятно, он загружается полностью. И идет от одного грузоотправителя к одному получателю.
В сборный загружаются разные грузы от нескольких отправителей к нескольким получателям.
В сборном оплата идет только за занятое товаром место.
Но при этом перевозка в сборном контейнере дороже в пересчете на каждый килограмм или кубический метр.

Какой основном документ для морских перевозок?

Коносамент — это основной документ для морских перевозок.
В нем указано:
• маршрут перевозки,
• отправитель и получатель,
• данные о грузе.

Каким маршрутом перевозят по морю грузы из Китая?

Самые распространенные маршруты через порты:
• Дальнего востока,
• Новороссийск,
• Санкт-Петербург.

Если Вам нужно сделать расчет доставки из Китая, свяжитесь с нами

Отправить запрос на расчет