Рассчитать стоимость и сроки

Коносамент морской перевозки

При международных морских перевозках потребуется коносамент. Этот документ подтверждает, что перевозчик доставит груз в нужный пункт назначения. Коносамент выдает организатор доставки после получения товара.

В статье разберем основные виды коносаментов при морской перевозке грузов, его функции и правила заполнения, что поможет избежать юридических споров, дополнительных материальных затрат и задержек груза.

Коносамент: основное понятие 

Коносамент морской перевозки

Коносамент подтверждает, что перевозчик взял на себя ответственность за перевозку различных грузов морским транспортом. Он становится гарантией того, что груз доставят по назначению и выдадут получателю. Коносамент обычно составляют в нескольких экземплярах для каждого из участников процесса: перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Его оформляют представители перевозчика после того, как товар оказался у них.

В коносаменте не всегда указывают грузополучателя. Это значит, что право получить груз можно передать, продать. Тогда коносамент получает статус ценной бумаги. Сейчас это редко применяется.

В момент отправки товара между отправителем и перевозчиком составляется договор морской перевозки. В нем прописывают подробные условия доставки, оплаты и пункт прибытия. После все эти сведения дублируют в коносаменте.

Также вместо коносамента при перевозке морским путем могут использовать накладную, которая подтверждает заключение договора и факт приема продукции.

Главное отличие накладной — это не оборотный и не товарораспорядительный документ. Груз по ней выдают указанному получателю после того, как он предъявит документы, подтверждающие личность. Предъявлять оригинал накладной он не должен. 

FCL, CY-CY, LIFO: основные термины и их значения

Коносамент морской перевозки

В коносаменте и в области международных грузоперевозок принято использовать различные термины, сокращения. По ним можно понять важную информацию: статус груза, условия перевозки и погрузки/разгрузки, вид коносамента.

Разберем расшифровки некоторых из них:

  1. FCL — полностью загруженный контейнер. Это означает, что тару полностью загрузил один отправитель, и она используется для транспортировки его грузов.
  2. LCL — не полностью загруженный контейнер (сборный). При такой морской перевозке грузов отправитель резервирует только часть транспортного средства — товары транспортируют совместно с продукцией других отправителей. 
  3. CY-CY — процесс перевозок из одного контейнерного терминала в другой (от места отправления до места назначения).
  4. FIFO — цена без погрузки/выгрузки на борт судна, только морской фрахт. 
  5. LIFO — в стоимость заложена погрузка, а выгрузка нет.
  6. FILO — выгрузка включена. погрузка нет.
  7. LILO — включена погрузка в порту отправления и выгрузка в порту назначения.

Эти термины и сокращения помогают сторонам в сделках правильно понимать свои обязанности и риски, которые связаны с транспортировкой грузов.

Для чего используют коносамент

Коносамент подтверждает наличие контракта на оказание услуг грузоперевозки. Это его основная задача. Но помимо этого он служит:

  • защитой от посягательств на доставленный товар со стороны третьих лиц;
  • гарантией, что товар будет передан в руки законному получателю;
  • подтверждением права собственности на продукцию, который доставляет перевозчик.

Кроме того, в коносаменте есть подробная информация о доставленном грузе. Также этот документ могут использовать как ценную бумагу (можно продать или передать право на товар), для обеспечения кредита.

Разновидности коносамента

Есть несколько видов такого договора. Их различают по способу грузоперевозки, срокам погрузки и другим критериям.

Разберем подробнее.

В зависимости от грузополучателя выделяют коносамент:

  1. Именной — груз может получить только указанное лицо.
  2. Предъявительский — груз может получить тот, кто предъявит второй экземпляр коносамента. Это облегчает передачу прав на товар, однако увеличивает риск.
  3. Ордерный — позволяет передавать права на груз. На документе есть индоссамент (передаточная печать) с указанием, кто может выступать получателем. Может быть как одна такая отметка, так и несколько.

Отталкиваясь от того, на кого выдан:

  1. Оборотный коносамент. Собственник может продавать, закладывать, передавать документ (предъявительский и ордерный коносамент).
  2. Необоротный коносамент. Право на груз есть только у одного лица (именной коносамент).

В зависимости от того, как организована перевозка (способ доставки):

  1. Линейный. Делают при регулярных рейсах: в коносаменте есть  расписание перевозок, включая все виды остановок.
  2. Фрахтовый (чартерный). Выдают для подтверждения приема продукции на основании договора фрахтования. Подойдет в случае нерегулярных рейсов.
  3. Сквозной. Использовать при транспортировке грузов могут разные виды транспорта.
  4. Прямой. Выбирают, если для доставки используют один вид транспорта. 
  5. Фидерный. Коносамент подойдет, если перевозка внутренняя, на небольшом судне.
  6. Контейнерный. Составляют, если для доставки груза использовали контейнер.

В зависимости от выпускающей стороны:

  1. Домашний (HBL) — выдает экспедитор. Чаще всего используется в сборных перевозках.
  2. Морской (MBL) — выдает перевозчик на целый контейнер.

Например, в контейнер погружено 10 грузов разных отправителей. Экспедитор на каждый груз выписывает HBL. А перевозчик (тот, кто оформляет коносамент) на весь контейнер выписывает один MBL, в нем указываются все товары по всем десяти HBL.

Также выделяют такие виды коносамента, как «чистый» и «с оговорками». В первом случае нет информации о дефектах товара или упаковки, любых расхождениях. Во втором — ее прописывают.

Форма коносамента. Какую информацию следует указать в коносаменте

Коносамент морской перевозки

Для оформления коносамента используют специальные фирменные бланки перевозчика или стандартный лист. Форма составления может быть произвольной, но важно, чтобы коносамент содержал такую информацию:

  • наименование, адрес грузоотправителя, перевозчика, а также получателя (если их предоставил отправитель);
  • как называется порт погрузки, дата приема груза в нем;
  • как называется порт выгрузки;
  • описание груза, включая его свойства, массу и прочее — все данные указывают так, как указал грузоотправитель;
  • как внешне выглядит продукция, ее упаковка;
  • фрахт (оплачивает грузополучатель);
  • когда, где были выданы оригиналы коносамента, их число;
  • подпись перевозчика.

Дополнительно в коносаменте часто указывают и другие данные.

Стандартно коносамент морской перевозки оформляют в 3-х экземплярах для каждой из сторон-участников, то есть для отправителя, получателя и связующего звена — перевозчика. Как только груз будет доставлен, и один из документов будет передан покупателю, то два других теряют свою юридическую силу.

Правила заполнения морского коносамента

Важно учесть, что:

  • ошибки в коносаменте становятся причиной задержки морской перевозки грузов, непредусмотренных трат;
  • нужно отметить особые свойства груза (хрупкий, опасный, ценный и прочее);
  • по желанию можно в коносаменте указать данные лица в порту выгрузки — это ускорит получение груза и решение проблем, если они возникнут; 
  • вся информация о грузе должна совпадать в коносаменте и других документах.

Если документ будет заполнен неверно, то это может повлечь за собой такие неприятности:

  • порчу товара (например, если он скоропортящийся);
  • дополнительные расходы, которые связаны с внесением изменений в коносамент;
  • задержку разгрузки товара;
  • расходы за простой судна из-за того, что разгрузка товара была задержана;
  • таможенную задержку.

Внести изменения в такой вид морского договора можно только при согласии отправителя товара. Чаще всего вносят правки в коносамент из-за неточной информации относительно свойств груза, количества мест, массы продукции.

В таком случае изменения в подобную форму можно внести через запрос точных данных у поставщика. Тогда корректировки в коносамент вносит агент грузоперевозчика. Также можно исправить ошибки через агента порта доставки (перевозчик вносит изменения сам).

Функции и задачи коносамента при выполнении международных перевозок

У этого документа несколько задач:

  1. Доказательство заключения договора грузоперевозки.

Главная функция коносамента — это подтверждение того, что есть договор морской перевозки грузов. Его наличие служит юридическим свидетельством о том, что перевозчик обязуется доставить груз.

  1. Право на получение груза.

Документ дает право получить груз. Грузополучатель должен предъявить оригинал договора, чтобы забрать товар. Это позволяет избежать недобросовестных действий, так как только лицо с оригиналом документа может получить груз.

  1. Документ о собственности.

Коносамент подтверждает право собственности на груз. В ряде случаев его передают третьим лицам, например при продаже товара. 

  1. Документ, который фиксирует обязанности и ответственность сторон.

Коносамент содержит условия перевозок и может включать различные обязательства сторон, такие как ответственность перевозчика за сохранность груза. Этот документ позволяет определить, кто несет ответственность при повреждении товара (например, если была повреждена упаковка).

Подведем итоги

Используют коносамент при перевозке морскими, речными и прочими видами ТС. Он подтверждает, что продукцию принял перевозчик: при этом он обязуется доставить ее получателю. Коносамент выдает грузоперевозчик после загрузки товаров.

Два вида документа (предъявительские и ордерные) — оборотные ценные бумаги. Именной коносамент — необоротный.

Вносить исправления в форму можно, но только по согласованию с отправителем.

В документе учтены интересы каждого из участника процесса доставки. Он играет ключевую роль в обеспечении прозрачности и надежности торговых операций.

Если Вам нужна доставка из Китая, свяжитесь с нами

Отправить запрос на расчет

Узнать о рисках карго доставки из Китая

Перейти на страницу «Белая» доставка из Китая: основы

Статьи из рубрики Сколько стоит доставка из Китая?

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу

Самые популярные статьи

Вопросы и ответы

Что такое морской коносамент?

Это документ, подтверждающий заключение договора перевозки и обязательство перевозчика доставить груз и выдать его указанному в коносаменте лицу.

Что такое MBL и HBL в логистике?

MBL — морской коносамент, его выдает перевозчик.
HBL — домашний коносамент, его выдает экспедитор.
Пример: в сборном контейнере несколько грузов, на каждый экспедитор выдает HBL. А на весь контейнер оформляется MBL.

Какая разница между коносаментом и морской накладной?

Коносамент, в отличии от морской накладной, является товарораспределительным документом, по которому можно получить груз.

Какие виды коносаментов бывают?

Именной — груз может получить только указанное лицо.
Предъявительский — груз может получить тот, кто предъявит второй экземпляр коносамента.
Ордерный — позволяет передавать права на груз.

Чем отличается чартер от коносамента?

Коносамент оформляется на регулярные морские перевозки между одними и теми же пунктами.
Чартер (договор фрахтования) оформляется на нерегулярные рейсы, т.е. на разовые перевозки.

Какая перевозка оформляется коносаментом?

Коносаментом оформляется линейная перевозка по регулярным морским маршрутам.

Если Вам нужно доставить из Китая груз с белой таможней, свяжитесь с нами

Отправить запрос на расчет

Рассчитать стоимость
и сроки доставки