Как найти реально белую доставку из Китая среди обмана?

Узнать в Telegram
Рассчитать
стоимость и сроки
Рассчитать
убытки от карго

Коносамент морской перевозки

При международных морских перевозках потребуется коносамент. Этот документ подтверждает, что перевозчик доставит груз в нужный пункт назначения. Коносамент выдает организатор доставки после получения товара.

В статье разберем основные виды коносаментов при морской перевозке грузов, его функции и правила заполнения, что поможет избежать юридических споров, дополнительных материальных затрат и задержек груза.

Коносамент: основное понятие 

Коносамент морской перевозки

Коносамент подтверждает, что перевозчик взял на себя ответственность за перевозку различных грузов морским транспортом. Он становится гарантией того, что груз доставят по назначению и выдадут получателю. Коносамент обычно составляют в нескольких экземплярах для каждого из участников процесса: перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Его оформляют представители перевозчика после того, как товар оказался у них.

В коносаменте не всегда указывают грузополучателя. Это значит, что право получить груз можно передать, продать. Тогда коносамент получает статус ценной бумаги. Сейчас это редко применяется.

В момент отправки товара между отправителем и перевозчиком составляется договор морской перевозки. В нем прописывают подробные условия доставки, оплаты и пункт прибытия. После все эти сведения дублируют в коносаменте.

Также вместо коносамента при перевозке морским путем могут использовать накладную, которая подтверждает заключение договора и факт приема продукции.

Главное отличие накладной — это не оборотный и не товарораспорядительный документ. Груз по ней выдают указанному получателю после того, как он предъявит документы, подтверждающие личность. Предъявлять оригинал накладной он не должен. 

FCL, CY-CY, LIFO: основные термины и их значения

Коносамент морской перевозки

В коносаменте и в области международных грузоперевозок принято использовать различные термины, сокращения. По ним можно понять важную информацию: статус груза, условия перевозки и погрузки/разгрузки, вид коносамента.

Разберем расшифровки некоторых из них:

  1. FCL — полностью загруженный контейнер. Это означает, что тару полностью загрузил один отправитель, и она используется для транспортировки его грузов.
  2. LCL — не полностью загруженный контейнер (сборный). При такой морской перевозке грузов отправитель резервирует только часть транспортного средства — товары транспортируют совместно с продукцией других отправителей. 
  3. CY-CY — процесс перевозок из одного контейнерного терминала в другой (от места отправления до места назначения).
  4. FIFO — цена без погрузки/выгрузки на борт судна, только морской фрахт. 
  5. LIFO — в стоимость заложена погрузка, а выгрузка нет.
  6. FILO — выгрузка включена. погрузка нет.
  7. LILO — включена погрузка в порту отправления и выгрузка в порту назначения.

Эти термины и сокращения помогают сторонам в сделках правильно понимать свои обязанности и риски, которые связаны с транспортировкой грузов.

Для чего используют коносамент

Коносамент подтверждает наличие контракта на оказание услуг грузоперевозки. Это его основная задача. Но помимо этого он служит:

  • защитой от посягательств на доставленный товар со стороны третьих лиц;
  • гарантией, что товар будет передан в руки законному получателю;
  • подтверждением права собственности на продукцию, который доставляет перевозчик.

Кроме того, в коносаменте есть подробная информация о доставленном грузе. Также этот документ могут использовать как ценную бумагу (можно продать или передать право на товар), для обеспечения кредита.

Разновидности коносамента

Есть несколько видов такого договора. Их различают по способу грузоперевозки, срокам погрузки и другим критериям.

Разберем подробнее.

В зависимости от грузополучателя выделяют коносамент:

  1. Именной — груз может получить только указанное лицо.
  2. Предъявительский — груз может получить тот, кто предъявит второй экземпляр коносамента. Это облегчает передачу прав на товар, однако увеличивает риск.
  3. Ордерный — позволяет передавать права на груз. На документе есть индоссамент (передаточная печать) с указанием, кто может выступать получателем. Может быть как одна такая отметка, так и несколько.

Отталкиваясь от того, на кого выдан:

  1. Оборотный коносамент. Собственник может продавать, закладывать, передавать документ (предъявительский и ордерный коносамент).
  2. Необоротный коносамент. Право на груз есть только у одного лица (именной коносамент).

В зависимости от того, как организована перевозка (способ доставки):

  1. Линейный. Делают при регулярных рейсах: в коносаменте есть  расписание перевозок, включая все виды остановок.
  2. Фрахтовый (чартерный). Выдают для подтверждения приема продукции на основании договора фрахтования. Подойдет в случае нерегулярных рейсов.
  3. Сквозной. Использовать при транспортировке грузов могут разные виды транспорта.
  4. Прямой. Выбирают, если для доставки используют один вид транспорта. 
  5. Фидерный. Коносамент подойдет, если перевозка внутренняя, на небольшом судне.
  6. Контейнерный. Составляют, если для доставки груза использовали контейнер.

В зависимости от выпускающей стороны:

  1. Домашний (HBL) — выдает экспедитор. Чаще всего используется в сборных перевозках.
  2. Морской (MBL) — выдает перевозчик на целый контейнер.

Например, в контейнер погружено 10 грузов разных отправителей. Экспедитор на каждый груз выписывает HBL. А перевозчик (тот, кто оформляет коносамент) на весь контейнер выписывает один MBL, в нем указываются все товары по всем десяти HBL.

Также выделяют такие виды коносамента, как «чистый» и «с оговорками». В первом случае нет информации о дефектах товара или упаковки, любых расхождениях. Во втором — ее прописывают.

Форма коносамента. Какую информацию следует указать в коносаменте

Коносамент морской перевозки

Для оформления коносамента используют специальные фирменные бланки перевозчика или стандартный лист. Форма составления может быть произвольной, но важно, чтобы коносамент содержал такую информацию:

  • наименование, адрес грузоотправителя, перевозчика, а также получателя (если их предоставил отправитель);
  • как называется порт погрузки, дата приема груза в нем;
  • как называется порт выгрузки;
  • описание груза, включая его свойства, массу и прочее — все данные указывают так, как указал грузоотправитель;
  • как внешне выглядит продукция, ее упаковка;
  • фрахт (оплачивает грузополучатель);
  • когда, где были выданы оригиналы коносамента, их число;
  • подпись перевозчика.

Дополнительно в коносаменте часто указывают и другие данные.

Стандартно коносамент морской перевозки оформляют в 3-х экземплярах для каждой из сторон-участников, то есть для отправителя, получателя и связующего звена — перевозчика. Как только груз будет доставлен, и один из документов будет передан покупателю, то два других теряют свою юридическую силу.

Правила заполнения морского коносамента

Важно учесть, что:

  • ошибки в коносаменте становятся причиной задержки морской перевозки грузов, непредусмотренных трат;
  • нужно отметить особые свойства груза (хрупкий, опасный, ценный и прочее);
  • по желанию можно в коносаменте указать данные лица в порту выгрузки — это ускорит получение груза и решение проблем, если они возникнут; 
  • вся информация о грузе должна совпадать в коносаменте и других документах.

Если документ будет заполнен неверно, то это может повлечь за собой такие неприятности:

  • порчу товара (например, если он скоропортящийся);
  • дополнительные расходы, которые связаны с внесением изменений в коносамент;
  • задержку разгрузки товара;
  • расходы за простой судна из-за того, что разгрузка товара была задержана;
  • таможенную задержку.

Внести изменения в такой вид морского договора можно только при согласии отправителя товара. Чаще всего вносят правки в коносамент из-за неточной информации относительно свойств груза, количества мест, массы продукции.

В таком случае изменения в подобную форму можно внести через запрос точных данных у поставщика. Тогда корректировки в коносамент вносит агент грузоперевозчика. Также можно исправить ошибки через агента порта доставки (перевозчик вносит изменения сам).

Функции и задачи коносамента при выполнении международных перевозок

У этого документа несколько задач:

  1. Доказательство заключения договора грузоперевозки.

Главная функция коносамента — это подтверждение того, что есть договор морской перевозки грузов. Его наличие служит юридическим свидетельством о том, что перевозчик обязуется доставить груз.

  1. Право на получение груза.

Документ дает право получить груз. Грузополучатель должен предъявить оригинал договора, чтобы забрать товар. Это позволяет избежать недобросовестных действий, так как только лицо с оригиналом документа может получить груз.

  1. Документ о собственности.

Коносамент подтверждает право собственности на груз. В ряде случаев его передают третьим лицам, например при продаже товара. 

  1. Документ, который фиксирует обязанности и ответственность сторон.

Коносамент содержит условия перевозок и может включать различные обязательства сторон, такие как ответственность перевозчика за сохранность груза. Этот документ позволяет определить, кто несет ответственность при повреждении товара (например, если была повреждена упаковка).

Подведем итоги

Используют коносамент при перевозке морскими, речными и прочими видами ТС. Он подтверждает, что продукцию принял перевозчик: при этом он обязуется доставить ее получателю. Коносамент выдает грузоперевозчик после загрузки товаров.

Два вида документа (предъявительские и ордерные) — оборотные ценные бумаги. Именной коносамент — необоротный.

Вносить исправления в форму можно, но только по согласованию с отправителем.

В документе учтены интересы каждого из участника процесса доставки. Он играет ключевую роль в обеспечении прозрачности и надежности торговых операций.

Если Вам нужна доставка из Китая, свяжитесь с нами

Отправить запрос на расчет

Узнать о рисках карго доставки из Китая

Перейти на страницу «Белая» доставка из Китая: основы

Статьи из рубрики Сколько стоит доставка из Китая?

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу

Самые популярные статьи

Вопросы и ответы

Что такое морской коносамент?

Это документ, подтверждающий заключение договора перевозки и обязательство перевозчика доставить груз и выдать его указанному в коносаменте лицу.

Что такое MBL и HBL в логистике?

MBL — морской коносамент, его выдает перевозчик.
HBL — домашний коносамент, его выдает экспедитор.
Пример: в сборном контейнере несколько грузов, на каждый экспедитор выдает HBL. А на весь контейнер оформляется MBL.

Какая разница между коносаментом и морской накладной?

Коносамент, в отличии от морской накладной, является товарораспределительным документом, по которому можно получить груз.

Какие виды коносаментов бывают?

Именной — груз может получить только указанное лицо.
Предъявительский — груз может получить тот, кто предъявит второй экземпляр коносамента.
Ордерный — позволяет передавать права на груз.

Чем отличается чартер от коносамента?

Коносамент оформляется на регулярные морские перевозки между одними и теми же пунктами.
Чартер (договор фрахтования) оформляется на нерегулярные рейсы, т.е. на разовые перевозки.

Какая перевозка оформляется коносаментом?

Коносаментом оформляется линейная перевозка по регулярным морским маршрутам.

Если Вам нужно доставить из Китая груз с белой таможней, свяжитесь с нами

Отправить запрос на расчет

    Выведем ваш бизнес на новый уровень с легальной доставкой из Китая

    Получите бесплатную консультацию по любым вопросам, в том числе:

    • Как перейти с карго
      на белую доставку

    • Сроки и стоимость доставки

    • Как заказать
      с Alibaba и 1688

    • Маркировка
      Честный знак

    Где с вами связаться?

    Позвонить

    Свяжемся с вами в течение 10 минут

    Я даю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с Политикой Конфиденциальности







    Рассчитать стоимость
    и сроки доставки
    Рассчитать
    убытки от карго

    Калькулятор потенциальных убытков

    при использовании карго доставки из Китая

    Представьте ситуацию: к Вам в компанию пришла налоговая или таможенная проверка
    и обнаружили товар, ввезенный через карго.

    С помощью калькулятора, Вы сможете узнать какие штрафы Вас ожидают, а также риск уголовного наказания в Вашем случае.

    Заполните поля и нажмите кнопку “Рассчитать риски” для получения расчета.

    Выберете один из вариантов
    • ОСН (НДС)
    • УСН (доходы, 6%)
    • УСН (доходы - расходы, 15%)
    руб.
    руб.
    шт.

    Ваш расчет потенциальных убытков

    Статья 16.21 КоАП

    Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, срок их уплаты и особенности исчисления...

    Читать полностью

    Максимальная сумма штрафа и стоимость конфискованного товара

    200 000 руб.

    Статья 56 ТК ЕАЭС

    Уплата пошлин и НДС при незаконном перемещении товаров через границу.

    Читать полностью

    Сумма таможенных платежей к уплате:

    32 000 руб.

    Статья 122 НК

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

    Читать полностью

    Доплата налогов на сумму:

    32 000 руб.

    Статья 199 УК РФ

    Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов

    Читать полностью

    Срок лишения свободы до

    32 000 лет

    Ваши итоговые риски:

    штраф:

    232 000 руб.

    срок лишения свободы:

    до 3 лет

    Редактировать

    Хотите узнать как обезопасить свой бизнес
    и перейти на белую доставку? Cвяжитесь с нами

    Узнать, как избежать убытков
    • Калькулятор составлен совместно с юристами, практикующими споры с таможней и налоговой
    • Калькулятор составлен на основании судебной практики

    Статья 16.21. Незаконное пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка

    Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

    Статья 56. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, срок их уплаты и особенности исчисления

    1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.

    Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при вывозе товаров с таможенной территории Союза.

    2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

    3. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза прекращается у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при наступлении следующих обстоятельств:

    4. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

    5. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры:

    6. Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза исчисляются в соответствии с настоящей главой с учетом пункта 7 настоящей статьи, а если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах, также с учетом пункта 8 настоящей статьи.

    7. Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

    В случае если для определения таможенной стоимости товаров, а также для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

    8. В случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 настоящего Кодекса.

    В случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10:

    При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений, и осуществляется возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 10 и 11 настоящего Кодекса.

    9. В случае конфискации или обращения товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена, задержания таможенными органами товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса, размещения на временное хранение, помещения товаров под таможенные процедуры после исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные и (или) взысканные в соответствии с настоящей статьей, подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 10 настоящего Кодекса.

    10. Положения пунктов 1 - 9 настоящей статьи не применяются при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием.

    При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с настоящим Кодексом. При этом фактически уплаченные при таможенном декларировании товаров таможенные пошлины, налоги повторно не уплачиваются (не взыскиваются), а суммы излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в соответствии с настоящим Кодексом.

    Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

    1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата налога (сбора, страховых взносов) в случае, если у налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов) со дня, на который приходится установленный настоящим Кодексом срок уплаты налога (сбора, страховых взносов), до дня вынесения решения о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, непрерывно имелись положительное сальдо единого налогового счета и (или) суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса), в размере, достаточном для полной или частичной уплаты налога. В этом случае налогоплательщик (плательщик сбора, страховых взносов) освобождается от предусмотренной настоящей статьей ответственности в части, соответствующей указанному положительному сальдо единого налогового счета и (или) сумме денежных средств, зачтенной в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).

    Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов

    1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    2. То же деяние, совершенное:

    Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд восемнадцать миллионов семьсот пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятьдесят шесть миллионов двести пятьдесят тысяч рублей.

    2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в порядке и размере, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.