Содержание
Инкотермс — это перечень правил, в которых зафиксированы права и обязанности сторон при экспорте и импорте продукции. Их разработкой занимаются представители МТП (Международной торговой палаты). Инкотермс включает 11 базисов, которые касаются всех участников международного рынка. Не все понимают, для чего они нужны, что выбрать. Разбираемся с этим вопросом подробно.
Правила Инкотермс: для чего они нужны
Абсолютно любая международная сделка предусматривает обилие условий для согласования обеими сторонами поставки: от страхования груза при доставке и места его передачи до обязательств по декларированию продукции. Продумать и зафиксировать каждое условие в контракте непросто и часто нерационально: уходит много времени, нужно согласовывать каждый пункт, каждое правило. Дополнительно необходимо учитывать, что все участники перевозки могут говорить на разных языках. Кроме того, с условиями контракта работают не только две стороны (покупатель и продавец), но и другие лица, участвующие в международных сделках на поставку:
- логисты;
- иностранные партнеры;
- сотрудники таможенного контроля;
- представители банков;
- бухгалтеры контрагентов;
- инспекторы страховой.
Решить проблему с оформлением документов поставок удалось путем выпуска свода Инкотермс. Тот перечень правил, которые в нем прописаны, помогает наладить взаимопонимание между покупателем, поставщиком и другими лицами, что участвуют в международной сделке даже косвенно, несмотря на знания языка. Достаточно выбрать международный термин, который содержит конкретный набор условий поставки Инкотермс.
Принцип работы со сводом международных правил прост: выбрали термин — значит стороны согласны с условиями перевозки товара и обязанностями. Но надо пояснить: это не способ передачи права собственности на товар покупателю. Этот пункт уже надо будет согласовать дополнительно, а затем — зафиксировать в контракте.
Обратите внимание! Базисы Инкотермс это не закон, это рекомендация. Стороны договора могут их использовать или не использовать. Или могут использовать базисы с оговорками.
Базисы: чем они отличаются
Если открыть хотя бы один договор на международную транспортировку (или инвойс, таможенную декларацию), можно увидеть примерно следующую строку: «EXW Chengdu China (Incoterms 2020)». В этой записи базис поставки — три первые буквы, о чем чуть подробнее расскажем далее. Остальные данные — это то место, где передадут груз (Чэнду, Китай) и редакция свода, из которой взяли базис (2020 года).
Разберемся детальнее, что такое базис.
Базис регулирует поставки по Инкотермс. Еще одно его определение — термин. Обозначают его тремя буквами латинского алфавита. По базисам можно понять следующую информацию:
- Кто организовывает все этапы перевозки, как распределяются расходы.
- Кто отвечает за страхование.
- Кто занимается вопросами погрузки/выгрузки товара.
- Кто и на каком этапе ответственен за продукцию, в какой момент риски переходят к покупателю.
- Какая из сторон будет заниматься прохождением границы и ряд других моментов.
Все правила в системе можно распределить на 4 группы: E, F, C, D. Чем «выше» группа, тем больше обязанностей у отправителя.
Сам базис на перевозку прописывают сразу в нескольких документах:
- контракт;
- спецификация на товар;
- счет (инвойс);
- упаковочный лист.
Место доставки груза — пункт, который пишут в контракте сразу после базиса. Таким местом может стать порт, город, станция, аэропорт и другая точка, которую определят стороны. Прописывать данные необходимо на английском языке и с максимальной точностью. Если это, например, морской порт или аэропорт, надо в контракте еще указать сокращенные названия.
Последний пункт — редакция Инкотермс. Это год издания свода правил. Несмотря на то что есть новая редакция, она не делает неактуальными предыдущие: пользоваться можно любым вариантом. Главное — указать год того документа, откуда взяли базис, так как условия поставки Инкотермс могут различаться. По состоянию на 2024 год действует редакция Инкотермс 2020.
Группы Инкотермс
В редакции Инкотермс 2020 года приведено 11 базисов, которые делят на 4 основные группы. При разделении учитывают место поставки, доли ответственности сторон и риски (когда они переходят получателю).
- Группа E. Отправитель обязуется передать хранящиеся у него товары, а покупатель берет на себя ответственность по перевозке груза. Также последний уплачивает таможенные расходы. Продавец перестает нести ответственность за товары, как только их передал.
- Группа F. Зона ответственности продавца предусматривает погрузку на транспортное средство (ТС), прохождение таможенного контроля в стране вывоза. Все остальные этапы поставки — на покупателе. Он сам арендует транспорт, отвечает за перевозку, прохождение таможенного контроля в стране ввоза.
- Группа C. Продавец обязан организовать и оплатить поставку: он полностью отвечает за продукцию, на нем лежат все риски при транспортировке товара. Продавец же сам страхует груз (на свои же деньги), но в пользу покупателя. Последнему остается пройти таможню в стране ввоза.
- Группа D. Это соглашение на поставку, при котором продавец берет на себя всю ответственность, начиная от логистики (от доставки со склада до пункта выдачи товара), заканчивая страховкой, прохождением двух таможен.
Чем «выше» группа, тем больше обязанностей у продавца, тем больше на нем ответственности.
Разбираемся в терминах Инкотермс
Под ними подразумеваются названия базисов. Их указывают в договоре поставки для организации более простого и безопасного сотрудничества между покупателем и продавцом. Знание международных базисов помогает правильно трактовать условия транспортировки товаров и границы зон ответственности продавца и покупателя. В редакции Инкотермс 2020 таких терминов 11.
Любой термин содержит условия для продавца и покупателя. Для удобства правила, которые работают для доставок на любом транспорте, собрали все в таблицу.
Название термина | Обязанности продавца | Обязанности покупателя | Плюсы | Минусы |
---|---|---|---|---|
EXW | Упаковать продукцию. Промаркировать груз. Выдать покупателю груз на месте изготовления/со склада без дальнейшей доставки. | Забрать товары с адреса, который указал представитель продавца или он сам. Осуществить их погрузку на ТС. Пройти таможенный контроль, получить документацию для вывоза товара. Погрузить на ТС, доставить в родную страну. Пройти экспортные процедуры на таможне, получить документы в своем государстве. Разгрузить товар. | Выгодное правило для тех, кто везет небольшую партию товаров или осуществляет перевозку продукции от разных поставщиков. | Покупатель вынужден платить за все, в том числе — за экспортное оформление. |
FCA | Упаковать товар. Промаркировать груз. Оформить таможенный экспорт. Загрузить товар на ТС. | Организовать поставки груза до конечного пункта. Осуществить его разгрузку. Пройти таможенный контроль на ввоз. | Стороны могут договориться о том, чтобы перевозчик выдал продавцу морской коносамент с бортовой записью после погрузки продукции: так продавец сможет быстрее получить деньги, если форма расчетов — банковский аккредитив. | Основные расходы — на покупателе. Ему необходимо искать склад для перегрузки товара на территории другого государства. |
CIP | Упаковать продукцию. Промаркировать груз. Застраховать продукцию. Оформить таможенный экспорт, уплатить пошлины на вывоз. Загрузить товар на ТС (его также нанимает продавец).Доставить до конечного пункта. | Выгрузить товар из ТС. Доставить до собственного склада. Оформить таможенный импорт. | Обе стороны могут координировать действия перевозчика при условии регулярной доставки партий продукции (если перевозчик один и тот же). | Продавец оплачивает расходы на поставку продукта до назначенного пункта. Рисков за поставку он не несет. |
CPT | Упаковать продукцию. Промаркировать и застраховать груз. Оформить таможенный экспорт. Загрузить товар на ТС (его нанимает продавец).Доставить до конечного пункта. | Выгрузить товар из ТС продавца. Осуществить доставку до собственного склада. Оформить таможенный импорт. | Аналогично CIP — возможность координации действий постоянного перевозчика обеими сторонами. | Покупатель несет риски за продукцию, если ее перевозят на чужом судне: в таком случае при утере товара у покупателя усложняется получение компенсации с перевозчика из-за отсутствия договора перевозки. |
DAP | Упаковать груз. Промаркировать груз. Застраховать товары. Оформить таможенный экспорт и транзит во всех странах, через которые пройдет груз. Загрузить товар на ТС, которое сам и нанимает. Доставить до конечного пункта. | Выгрузить товар из транспорта продавца.Доставить до собственного склада.Оформить таможенный импорт. | Обе стороны могут определить пункт назначения на таможне страны импортера еще на этапе составления контракта. В таком случае при задержке на ней не возникнут вопросы, кто платит за простой, хранение на складе: покупатель будет решать проблему с таможенным представителем, а продавец — нести ответственность за товар. | Условие не очень удобное при смешанных перевозках, так как на продавца ложится вся ответственность за корректность оформления товара во всех транзитных странах. Если товар перевозят морем, то продавец обязуется вернуть контейнер за свой счет. |
DPU | Упаковать товары. Промаркировать товары. Оформить таможенный экспорт во всех государствах, через которые пройдут товары. Загрузить товар на ТС, которое также нанимает продавец. Доставить продукцию до конечного пункта. Выгрузить товары. | Осуществить доставку до собственного склада. Оформить таможенный импорт. | Базис подойдет для перевозки малогабаритных товаров, когда водитель передает посылку покупателю лично. | Обязанность продавца — разгружать товар своими силами, что влечет за собой аренду или покупку спецтехники при работе с габаритной продукцией. |
DDP | Упаковать продукцию. Промаркировать груз. Оформить таможенный экспорт не только в своей стране, но и во всех транзитных странах, через которые пройдет продукция. Оформить таможенный импорт. Загрузить товар на транспорт (его нанимает продавец).Доставить до конечного пункта. | Выгрузить товары.Доставить до склада. | Продавец полностью контролирует поставку и указывается грузоотправителем в документах. Это упрощает прохождение контроля в налоговой или банке. | Иностранным продавцам по условиям свода придется соблюдать все формальности растаможки товара на таможне в России. Если нет представительства в РФ, возместить траты у них не выйдет. |
Остальные условия поставки Инкотермс затрагивают только перевозки по воде. Поэтому мы собрали базисы для международных морских грузоперевозок в отдельную таблицу.
Базис | Обязанности продавца | Обязанности покупателя | Плюсы | Минусы |
---|---|---|---|---|
FAS | Упаковать товар. Промаркировать продукцию. Оформить документы на экспорт. Доставить товары в порт до судна. | Самостоятельно зафрахтовать место на судне для доставки. Передать всю необходимую информацию представителю продавца. Погрузить товары. Оформить таможенный импорт. Выполнить разгрузку и доставку товаров до склада. | Покупатель может проконтролировать целостность товара при его погрузке на ТС. | Иногда ожидание прибытия судна затягивается. Это может привести к дополнительным расходам продавца на хранение в порту. |
FOB | Упаковать товар. Промаркировать продукцию. Оформить документы на экспорт. Доставить груз до порта, разгрузить товары. Загрузить продукцию на ТС для дальнейшей перевозки. | Самостоятельно зафрахтовать место на судне для доставки. Передать данные представителю продавца. Оформить таможенный импорт. Разгрузить и доставить продукцию до склада. | Упрощение прохождения контроля в налоговой или банковской организации, так как грузоотправителем указывают продавца. | При замене порта отправления на порт расположенный дальше от продавца (например из-за отсутствия порожних контейнеров) покупателю придется брать часть затрат на себя или откладывать поставку пока не появится возможность отправки из согласованного порта. |
CFR | Упаковать груз. Промаркировать продукцию. Оформить документы на экспорт. Доставить груз до порта, выполнить погрузку на судно. Зафрахтовать судно и оплатить необходимые расходы по доставке в пункт назначения (риск по транспортировке продавец не несет). | Выгрузить товары с ТС. Оформить таможенный импорт. Перевезти продукцию до склада. | Доставка для покупателя дешевле. Продавца указывают как грузоотправителя, поэтому ему легче пройти контроль как в банке, так и в налоговой. | Продавец может выбрать более дешевого перевозчика на морском участке перевозки, но он будет более дорогим на сухопутном участке доставки. В итоге общая стоимость доставки для покупателя вырастет. |
CIF | Упаковать товары. Промаркировать продукцию. Оформить таможенные документы на экспорт. Доставить груз до порта. Загрузить продукцию в ТС. Зафрахтовать судно и оплатить поставку (но продавец не несет рисков за транспортировку).Застраховать продукцию. | Выгрузить товары с судна по прибытии. Оформить таможенный импорт. Выполнить доставку продукции до склада. | В случае проблем при доставке покупатель получит возмещение убытков (поставщик страхует риски в его пользу). | При мультимодальной (море + жд) продавец может выбрать перевозчика, который не отдает контейнеры на жд для доставки на станцию назначения, поэтому покупателю придется производить перегрузку в порту назначения. |
Как выбрать базис
Условий Инкотермс достаточно, чтобы запутаться в выборе как покупателю, так и продавцу. Но разбираться в базисах необходимо независимо от того, сделали ли первый шаг на международный рынок или уже неоднократно отправляли и получали товары.
При выборе базиса на перевозку стоит учитывать свой опыт в международной торговле. Важно изучить все правила, требования, обязанности, условия каждого базиса.
Базисы выгодные для покупателя
Здесь важно опираться на свой опыт в области международных перевозок, цели.
- Если нужно сэкономить, можно выбрать термин EXW. Риск, доставка будут на покупателе, но в цену продавец заложит только стоимость продукции. Это дает возможность выбрать перевозчика с более низкой ценой, подобрать наиболее выгодную страховку для поставки.
- Если импортер — новичок. В таком случае нужно потратиться: не получится подобрать перевозчика, у которого более выгодные цены, скорректировать маршрут. Плюс — все ответственности и возможные проблемы можно переложить на продавца: доставка в таком случае проходит под ключ. Например, можно выбрать термин DAP, DPU или DDP.
- Если продавец берет кредит под сделку. В банке предпочтут, чтобы все затраты на погрузку/разгрузку, перевозку, оформление документов и прочие траты были зафиксированы в контракте, поэтому подойдут те же базисы, что и новичкам.
- Если важно «перестраховаться». Здесь смотрят, кто занимается страховкой товара, за чей счет компенсируются возможные убытки, которые могут быть при перевозке. Например, при морской перевозке чаще выбирают термин CIF.
Ни один базис Инкотермс не гарантирует предотвращение проблем. Но при выборе наиболее подходящего, привлечении специалистов (например, для прохождения таможенных процедур) поставка с большей вероятностью пройдет более гладко.
Базисы выгодные для продавца
Часто продавец (экспортер) и производитель — одна и та же фирма. Обычно у нее нет специальных отделов, сотрудники которых занимаются вопросами доставки продукции покупателю в другую страну.
Поэтому для продавца подходящий вариант — чтобы покупатель взял организацию доставки на себя. Обычно экспортеры стараются как можно больше ответственности передать импортеру.
Оптимальной схемой перевозок для продавца становится подготовка товара, его отгрузка перевозчику и прохождение таможенного оформления на экспорт.
Какой базис поставки выбрать при закупке в Китае?
Лучше выбирать те базисы Инкотремс, в которых Вы сможете выбирать перевозчика самостоятельно.
Потому что если предоставить право выбора перевозчика китайскому поставщику, то в 9 случаях из 10 он выберет карго доставку, потому что она дешевле. Карго доставка — это контрабанда.
В итоге Вы рискуете получить груз в России без документов и потом будете решать множество проблем с валютным контролем банка, постановкой товара на учет и дальнейшей продажей.
Поэтому лучше выбирать EXW, FCA или FOB.
Где указывается базис поставки?
Базисы Инкотермс в редакциях 2000, 2010 или 2020 годов обязательно указывают в нескольких документах:
- Контракт. Часто возникают ситуации, когда с одним поставщиком покупатель оформляет договор на разные поставки и использует разные базисы. В этом случае обязательна оговорка, что базисы могут меняться в спецификации или счете в зависимости от того, какие товары везет продавец, каким способом будет проходить доставка.
- Инвойс. Обычно документ оформляет продавец, но возможны случаи, когда ответственность за подготовку инвойса ложится на покупателя. Во втором варианте, если нет уверенности в верности составления документа, стоит отправить его на проверку специалистам.
- Таможенная декларация. В ней необходимо прописать конкретные базисы для конкретной поставки. Любая неточность вызовет ошибку в расчете таможенной стоимости доставки, что приведет к дополнительным тратам и задержке товара на границе.
И продавцу, и покупателю еще на этапе заключения сделки на международные грузоперевозки стоит внимательно прочитать контракт и сопровождающую документацию.
Верный порядок написания предусматривает указание:
- базиса поставки;
- пункта доставки, где произойдет передача товара покупателю;
- редакцию международного свода.
Иногда может потребоваться более точный адрес места назначения, чтобы перевозчику было проще его найти. Тогда дополнительно стоит указать координаты GPS и конечный пункт доставки с указанием улицы, номера дома, склада или другого помещения.
Различные редакции
Свод правил Инкотермс выпущен в нескольких редакциях. Последняя действует с 01.01.2020.
Нужно отметить, что Инкотермс 2020 — уже девятая версия правил. За основу взяли предшествующую редакцию 2010 года и более ранние версии.
В среднем редакция действительна в течение 10 лет. Следующая появится только ближе к 2029–2030 годам.
Особенность новой редакции — изменения, которые вступают в силу после публикации свода на официальном источнике. В случае с Инкотермс 2020 такими нововведениями стали:
- замена термина DAT на DPU — стороны могут согласовать любое место для доставки продукции;
- изменение степени страхового покрытия в условии CIP — продавец обязан максимально застраховать продукцию;
- изменения в условиях FCA — покупатель может дать поручение перевозчику выдать коносамент продавцу (по предварительному согласию сторон).
Если есть Инкотермс 2020, то предыдущие версии можно считать неактуальными? Нет, как уже было отмечено ранее, пользоваться можно любой редакцией. Для этого при заключении контракта надо прописать корректную версию правил.
В сравнении с редакцией 2010 года Инкотермс 2020 претерпел незначительные изменения. Текст лишь дополнили разными уточнениями и разъяснениями, что упростило переход участников международного рынка на работу по обновленным условиям поставок Инкотермс и сократило время на изучение документа.
Что важно знать об Инкотермс: условия поставки и базисы
Основные моменты, которые стоит учесть при работе с Инкотермс:
- Базисы определяют четкие обязанности каждой из сторон при поставке. Всего таких базисов 11. Также обозначают место передачи товаров, момент перехода ответственности. Правила унифицируют договоры поставки, помогают сторонам легче прийти к общему знаменателю.
- У базисов несколько версий, которые определяет редакция Инкотермс. Выбрать можно любой вариант, но в документе на поставку надо будет прописать год редакции.
- Базисы делят на группы по степени нарастания ответственности отправителя во время доставки. Таких групп 4: E, F, C, D.
- Ни одно правило свода не защитит от всех проблем. Если нет понимания, как вести международную торговлю, стоит обратиться к специалисту, который в этом разбирается.
- Есть базисы, по которым продавец должен застраховать товары: это CIP и CIF. Во всех остальных случаях вопрос страхования обсуждают еще до заключения контракта.
На этапе переговоров о доставке продукции с иностранным партнером важно уточнять, к какому правилу относится предлагаемая цена. Многие останавливаются на EXW.
Однако в случае выбора такого термина и условий важно оценить риск: готовы ли вы взять его на себя, справитесь ли с перевозкой, где вся ответственность — на вас.
Если Вам интересно сделать расчет доставки из Китая с белой таможней, свяжитесь с нами
Узнать о рисках карго доставки из Китая
Перейти на страницу «Белая» доставка из Китая: основы
Статьи из рубрики Сколько стоит доставка из Китая?
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу
Самые популярные статьи
- Маркировка Честный знак для товаров из Китая
- Как заказать с 1688 в Россию
- Платежи в Китай сводка на сегодня. Январь 2025
- Товары из Китая, которые пользуются спросом в России
- Алибаба: что это такое, плюсы и минусы при заказе товаров из Китая
- Особенности работы с площадкой Made in China по поиску товаров и поставщиков
- Товары из Китая оптом без посредников: как заказать напрямую от производителя
- Как оплатить на Алибаба (alibaba.com) товары в 2024 году?
- Оптовые рынки Китая
- Чем отличается карго доставка из Китая с документами от карго без документов?
Вопросы и ответы
Инкотермс это унифицированные правила толкования коммерческих терминов (условия поставки), которые применяются в международной торговле.
Просто указа один термин стороны могут договорится о том какую часть расходов несет продавец, а какую покупатель.
Лучше всего выбирать EXW, FOB или FCA. Потому что они позволяют покупателю выбирать перевозчика. Это страхует от использования карго доставки, т.к. карго доставка это контрабанда и если поставщик отправит через карго, у покупателя могут быть проблемы.
Группа E – поставщик предает товар на своем складе, все остальное делает покупатель.
Группа F – продавец оформляет экспорт и грузит на транспортное средство, вес остальное покупатель.
Группа C – оплачивает доставку до указанного пункта в стране покупателя, покупатель оформляет импортную таможню.
Группа D – все делает поставщик, покупатель только принимает груз на своем складе.
Если Вам нужна доставка из Китая, свяжитесь с нами